Уважаемые родители!
С 01.09.2016 г. вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт обучающихся с ОВЗ) и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт обучающихся с УО).
Стандарт обучающихся с ОВЗ и Стандарт обучающихся с УО представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В терминологии Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 2 ФЗ-273 «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
ФЗ-273 выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ:
Часть 3 статьи 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по АООП предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 статьи 60 ФЗ-273 говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.».
Часть 2 статьи 79 ФЗ-273 говорит о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Стандарт обучающихся с ОВЗ и Стандарт обучающихся с УО применяются только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по АООП НОО с 1 сентября 2016 года.
Нормативные документы
Международные
- Саламанкская декларация
- Конвенция о правах инвалидов
- Всемирная декларация об образовании для всех 1990
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982
- Всеобщая декларация прав человека
- Гамбургская декларация об обучении взрослых 1997
- Дакарские рамки действий 2000
- Декларация о правах инвалидов 1975
- Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971
- Декларация прав ребёнка
- Декларация социального прогресса и развития 1969
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
- Конвенция о правах ребенка
- Санбергская декларация 1981
- Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей 1993
Федеральные
- Итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ – Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 г. N НТ-39207
- Концепция обучения детей с ОВЗ – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 г. N 291524-6
- Медико-педагогический контроль за организацией занятий физкультуры обучающихся с отклонениями в здоровье – Письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 г. N МД-58319
- О введении ФГОС НОО ОВЗ – Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 г. N ВК-45207
- О введении ФГОС ОВЗ – Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 г. N ВК-45207
- О коррекционном и инклюзивном образовании детей – Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-53507
- Перечень учебников – Приказ Минобрнауки РФ от 09.06.2016 г. N 699
- Порядок выдачи свидетельств об окончании школы лицам с УО – Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145
- Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов – Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309
- Примерная АООН НОО обучающихся с ТНР
- Примерная АООП НОО для слабовидящих обучающихся
- Примерная АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)
- Примерная АООП НОО обучающихся с ЗПР
- Рабочие программы – Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786
- Разработка АОП – Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 N 07-ПГ-МОН-25486
- Разъяснения по детям с УО – Письмо Минобрнауки РФ от 11.08.2016 г. № ВК-1788-07
- СанПиН детей с ОВЗ 2.4.3648-20
- ФГОС НОО ОВЗ – Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598
- ФГОС с УО – интелектуальными нарушениями – Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. N 1599
Региональные
- Выписка ИПРА – Приказ Минобразования РО от 06.07.2016 г. № 509
- Порядок обучения на дому – Постановление Минобразования РО от 21.12.2017 г. № 7
- Примерный учебный план РО для детей-инвалидов и детей с ОВЗ – Приказ Минобразования РО от 09.06.2016 г. № 429
Муниципальные
Контингент детей
Специальные условия реализации инклюзивного образования
- Приказ по обследованию и паспортизации
- Приказ о комиссии по контролю показателей доступности
- Паспорт доступности – МБОУ Обливская СОШ № 1
- Паспорт доступности – Караичевская ООШ
- Паспорт доступности – Ковыленская ООШ
- Паспорт доступности – Кривовская ООШ
- Оборудование для осуществления образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ Обливской СОШ № 1
Дидактическое обеспечение
- 7 фактов об аутизме
- Аутизм справочник
- Брошюра аутизм
- Дидактическое сопроврждение образовательной деятельности
- Информация о проблеме аутизма
- Роль библиотеки в обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
- Формирование жизненных компетенций у детей с РАС
Программное обеспечение
Служба психолого-педагогического сопровождения
Левтерова Ирина Васильевна
заместитель директора по УВР
Винникова Анна Васильевна
методист по инклюзивному образованию
Щепелева Наталья Петровна
педагог-психолог
Кузьменко Анна Владимировна
педагог-психолог
Дядюк Светлана Сергеевна
учитель-дефектолог
Криленко Юлия Алексеевна
учитель-логопед
Малахов Роман Сергеевич
социальный педагог
Вихорева Юлия Алексеевна
социальный педагог
Симонова Ирина Владимировна
тьютор
- Анкета для родителей будущих первоклассников
- Артикуляционная гимнастика сказка о веселом язычке
- Аутизм и инклюзивное образование
- Где получить образование детям с РАС
- Дидактические игры для детей младшего школьного возраста
- Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра
- Информация о внесении изменений в ст. 9 ОЗ от 22.10.2004 № 165-ЗС О социальной поддержке детства в РО
- Информация по сопровождению слепоглухих детей
- Памятка для прохожих , педагога как вести себя с ребёнком с РАС
- Памятка для родителей как сохранить психическое здоровье ребёнка
- Памятка для родителей Что нужно знать об аутизме (1)
- Памятка для родителей Что нужно знать об аутизме (2)
- Поведенческие признаки РАС в раннем возрасте
- Портал Я родитель
- Признаки аутизма
- Признаки, проявления аутизма
- Рекомендации родителям от учителя-дефектолога
- Рекомендации родителям по профилактике стресса
- Рекомендации учителя-дефектолога
- Родителям детей, посещающих логопедические занятия
- Руководство для родителей особого ребёнка
- Советы логопеда
- Тест на аутизм
- Чистоговорки
- Что должен уметь ребенок в 6-7 лет
- Как вести себя окружающим с ребёнком с РАС
- Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра
- Как общаться с человеком у которого аутизм
- Конструктор рабочих программ ОВЗ
- Обратите внимание аутизм
- Особенности развития ребёнка с РАС
- Памятка для прохожих, педагога как вести себя с ребёнком с РАС
- Признаки аутизма
- Памятка для педагогов
- Памятка педагогам по установлению контакта с родителями детей с ОВЗ
- Правила этикета при общении с детьми с ОВЗ и инвалидами
- Рекомендации педагога-психолога педагогам, работающим с детьми с ОВЗ
- Доступная среда для школьников
- Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса “Лучшая инклюзивная школа 2018“
- Психолого-педагогическое сопровождение педагогов как условие формирования инклюзивной практики образовательной организации
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
- Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта
- Совместное обучение: путь к пониманию и толерантности
- Формирование здоровьесберегающей среды
- Буклет инклюзивное образование «Мир без преград»
Контакты, полезные ссылки
Информация об организациях Ростовской области,оказывающих помощь детям с аутизмом
- ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48» Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья,
г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 81, тел.: 8(863)229-81-64
www.internat48.ru - ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
г. Новошахтинск, 8 (86369) 2-80-09, 2-80-08 - ГБУ РО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,
г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, 214, тел.: 8(863)264-17-92 www.ocpprik.ru - Городской общественный совет по делам семей, воспитывающих детей-инвалидов «Огонек надежды»,
г. Ростов-на-Дону, тел.: 8-950-861-47-87 www.ogoneknadejda.ru - Автономная некоммерческая организация «Центр «Содействие»,
г. Ростов-на-Дону, тел.: 8 (863) 270-33-24 www.sodejstvie.ru - Ростовская общественная организация помощи детям с аутизмом и синдромом Дауна «Особые дети»,
г. Ростов-на-Дону, тел.: 8(863)242-95-77 cowal4uck-s.narod.ru
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ / ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- facebook.com/sodejstvie.ru
- vk.com/sodejstvie
- аутизм-тест.рф
- vk.com/club9798101
- www.outfund.ru
- www.autism.ru
- www.autism-aba.blogspot.ru
- www.alldef.ru