Тренинговое занятие для молодых педагогов.

Сенченко Наталья Владимировна
Ростовская область,Обливскийрайон,ст.Обливская
МБОУ Обливская СОШ№1 педагог-психолог

Цель: адаптация молодого педагога в коллективе, обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива, совершенствование навыков эмпатии.

Задачи:

  1. Облегчить адаптацию молодого педагога в коллективе, с помощью позитивного положительного опыта общения.
  2. Познакомить с идеологией позитивной педагогики.
  3. Формировать навыки саморегуляции и эмпатии.
  4. Сплотить коллектив.

Целевая аудитория: молодые педагоги.

Продолжительность: 90 минут

Ход занятия.

 1.Вводная фаза

Цель фазы: Знакомство с ведущим, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

«Правила группы»

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
  1. Фаза контакта

Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

1)Упражнение: «Комплимент».

Ход:

Все участники становятся в круг, и, называя свое имя, делают комплимент или говорят что-нибудь приятное стоящему справа участнику. Например: «Я Натали, а у вас красивая улыбка, меня зовут Игорь и я желаю вам отличного настроения….»

2) Упражнение:  «Ассоциации с игрушкой»

Ход:

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Реквизит: мягкие игрушки, черный пакет.

3.Фаза лабилизации

Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе

3) Упражнение: «Позиции педагога»

Ход:

Каждый  участник вытаскивает из мешочка карточку с написанной на ней позицией педагога,  и высказывает свое мнение – «за» и «против» такой позиции. Говорит, подходит ли эта роль ему. На доске выписываются ведущим все выбираемые позиции.

Позиции (примерный перечень): «Критик», «Собеседник», «Сухарь», «Ответственный», «Дружелюбный», «Помощник», «Демонстративный» и т.д. Количество позиций зависит от количества участников.

По окончании процедуры все участники еще раз говорят о 2-3 самых близких ему позициях, которые  фиксируются на доске.

Обсуждение:

  • Что вам понравилось в этом упражнении?
  • Какие ответы были для вас самыми интересными?
  • Какие ответы удивили вас?

Реквизит: набор карточек, мешочек, переносная доска, маркер.

4.Фаза обучения

Цель фазы: Отработка и овладение навыками саморегуляции и эмпатии., знакомство с идеологией позитивной педагогики.

4)Упражнение «Совершенный человек»

Ход:

Участникам предлагается воздушный шарик и фломастеры. Каждый из участников пишет на шарике одно из основных качеств совершенного человека (на свой взгляд). Качества предлагается не повторять. Затем следует совместное обсуждение «качественного состава личностных качеств совершенного человека».

Чаще всего мы видим лишь то, что позволяют видеть люди, окружающие нас. При этом скажем прямо, большинство людей предпочитают, чтобы их несовершенства не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишённые «грима», застигнутые в состоянии стресса или оказавшиеся в ситуации, которая требует от людей действия в той области, где у них слабое место, они все оказываются всего лишь людьми.

Каждый человек замечательный лишь, какой он есть на самом деле. И – что самое важное – нужно принять самого себя таким какой вы есть, а не таким, которым видят меня окружающие.

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Реквизит: воздушные шары, маркеры.

     Обсуждение: Что вам понравилось в этом упражнении?

Какие чувства вы испытали?

Будите ли вы использовать это упражнение в вашей работе?

 5)Упражнение «Настроение»

Ход:

Ведущий рассказывает сюжет: «Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены».

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши или мелки.

Обсуждение: какие чувства вы испытали в ходе упражнения?

6) Упражнение «Ритм»

Ход:

Выполнять его необходимо в паре с другим учителем.Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний “ритм” другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе,) – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим “ритмом”, и, чтобы правильно понять человека, надо, прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Обсуждение :

  • Что вам понравилось в этом упражнении?
  • О чем нам говорит это упражнение?

5.Фаза завершения.

Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения

8) Упражнение «Колокол»

Ход:

Участники становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.

9)Упражнение «Теплое пожелание»

Ход упражнения: ведущий зажигает свечу и говорит пожелание на будущее соседу и зажигает его свечу и т.д. В завершении упражнения участники выстраивают сердце, как символ сплоченности и теплоты группы.

 Рефлексия:

Цель: Вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.

Ход:

Участники группы, по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника. Можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее руководителю.                  Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе? Как будете использовать эти знания? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

Всем спасибо за участие!