«Учитель разума – в школе,
учитель души – в кругу семьи».
Ламартин,
французский государственный деятель
Сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей – как уберечь своего ребенка от всевозможных соблазнов и опасностей современного мира, от совершения неблаговидных, асоциальных поступков, проступков, правонарушений.
В последнее время насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм стали одной из особенностей современной социальной жизни. Стали обыденностью факты насилия и жестокости, которые происходят в подростковой среде. Они поражают цинизмом, дерзостью, стремлением демонстрировать свою жестокость в социальных сетях. Преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые, подрастая, превращались в маленьких преступников, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, жестоко обижающих своих друзей, близких, знакомых и незнакомых. Но ведь все это происходит не вдруг! Как точно отмечено; «В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням». А.А.Бестужев-Марлинский.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.
От родителей зависит то, каким видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Контакт с родителями необходим взрослеющим детям для их полноценного развития. Основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то деформации личности подростка будут происходить как в моральном, так и в правовом плане.
Во время обсуждения с детьми фильмов, книг, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, очень важно родителям формировать в детях чувство долга и ответственности.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. «Не знал», «не думал», «не хотел» – те фразы, которые можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянного.
Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса. Принципиальное значение имеет закрепление в положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, семейно-правовой, уголовной.
Одним из важнейших источников нравственной и педагогической запущенности детей являются те негативные отношения, которые сложились в семье. Напряжённая психологическая атмосфера, частые или затяжные конфликты в семье отрицательно действуют на ребёнка. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями и другими членами семьи тесно связаны с развитием у детей склонности к отклоняющемуся поведению.
Стадии отклоняющегося поведения детей
– неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
– порицаемое поведение – поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
–девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;
– предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
– противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». В период взросления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их души.
Данные статистики говорят о том, что в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние три года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как развод родителей, болезнь, занятость.
«Трудные подростки» вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.
Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.
Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, получает удовольствия. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу.
Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.
С уважением, социальный педагог МБОУ Обливской СОШ № 1
Вихорева Юлия Алексеевна