Уважаемые родители! Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении», – так считал А.С. Макаренко.
Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие.
Простые правила для родителей,
которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми
- Вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
- Избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам.
- В беседе не ограничиваться одними биологическими фактами, высказывать свое к ним отношение.
- Если ребенок употребляет непристойные слова, необходимо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему не нужно так говорить.
- Научите ребенка говорить взрослым нет, чтобы избежать сексуального насилия с их стороны.
- Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.
- Мальчики и девочки должны знать о физиологических особенностях противоположного пола.
- Необходимо рассказывать детям о СПИДЕ и других опасных болезнях.
- При разговоре с детьми стараться не вызывать смущения у них.
- На вопросы детей отвечайте четко, в пределах осознания ответа ребенком.
В процессе воспитания детей нужно стремиться к тому, чтобы у них были сформулированы следующие представления.
В 3-6 лет дети должны:
– иметь представление об элементарных гигиенических навыках и правилах поведения;
– осознавать принадлежности к определенному полу;
– развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь.
В 7-11 лет подростки должны:
− быть осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме,
− иметь представление о деторождении, о биологической стороне репродуктивной функции;
− быть осведомлены об изменениях в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
− знать, что дружба – это многогранное проявление отношений;
− понимать, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.
Подростки 11-14 лет должны:
− уметь обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД;
− знать о насильственных действиях сексуального характера, чтобы проводить линию безопасного поведения и ответственности (СМИ значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
− уметь сказать «нет»;
– осознавать ответственность за свой выбор, за свой поступок.
Подростки 14-18 лет должны знать:
− биологические аспекты репродукции;
− о семейных парах, об отношениях между молодыми людьми, о разводе, разлуке;
− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;
− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;
− знать основы брачного законодательства;
− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.
Очевидно, в воспитании велико влияние отца – на сына, матери – на дочь. Если мама воспитывает уважительное отношение сына к себе, это может быть в будущем перенесено на девушку, жену, женщину вообще. Так же и у девочек. Если папа – образец мужчины, дочка уважительно относится к нему, и в будущем она так же по-доброму будет относиться к мужчинам.
Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку – наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.