В процессе воспитания детей нужно стремиться к тому, чтобы у них были сформулированы следующие представления:
В 3-6 лет дети должны:
– иметь представление об элементарных гигиенических навыках и правилах поведения;
– осознавать принадлежности к определенному полу;
– развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь.
В 7-11 лет подростки должны:
− быть осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме,
− иметь представление о деторождении, о биологической стороне репродуктивной функции;
− быть осведомлены об изменениях в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
− знать, что дружба – это многогранное проявление отношений;
− понимать, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.
Подростки 11-14 лет должны:
− уметь обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД;
− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения и ответственности (СМИ значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
− уметь сказать «нет»;
– осознавать ответственность за свой выбор, за свой поступок.
Подростки 14-18 лет должны знать:
− биологические аспекты репродукции;
− о семейных парах, об отношениях между молодыми людьми, о разводе, разлуке;
− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;
− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;
− знать основы брачного законодательства;
− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.