Цели и задачи
- Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.
- Показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.
- Формировать активную педагогическую позицию родителей.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы для обсуждения:
Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает школа и учреждения дополнительного образования учащимся?
Знаете ли Вы, что современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей?
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.
Сегодня мы с вами поговорим о свободном времени ваших детей. В наше время, когда нам родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации изменились условия проведения детьми своего свободного времени, индивидуального досуга (компьютерные игры). Существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор, телефон и компьютер.
Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном, чтение книг. Необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции.
Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему записаться в соответствующую секцию. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе – это, конечно, хорошо. Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.
Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает школа и учреждения дополнительного образования учащимся?
Вывод: родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка.
Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями, ему нечем заняться. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. и привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.
В последнее время проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних – одна из центральных для целого ряда отраслей науки.
Педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность. Волнует эта проблема и коллектив нашей школы.
Что толкает детей совершать правонарушения?
Варианты ответов:
– неправильные взаимоотношения в семье
– неблагоприятные условия семейного воспитания
– недостаточное внимание и любовь со стороны родителей
– гиперопека
– чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка
– чрезмерная требовательность и авторитарность родителей
– стремление утвердить себя среди сверстников любым способом
– достать деньги для выпивки
– отомстить кому-либо
– стремление подражать взрослым
– стремление подражать ровесникам, старшим товарищам
– потребность в «острых ощущениях»
Вывод:
Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде.
- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
- Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
- Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
- Элементарное любопытство – дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
- Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, “маменькиным сынком”, “белой вороной”.
Уважаемые родители! Давайте с вами выработаем меры, которые бы предупредили попадание ребёнка в антиобщественную группировку. Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию?
Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:
- Родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих проблемах;
- Родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и праздники.
- Родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;
- Родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;
- Дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную значимость;
- Исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.
Рекомендации родителям:
1.Больше внимания уделяйте общению с детьми.
2.Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном.
3.Вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники.
4.Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы.
5.Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.
Выводы:
- Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).
- Привлекать ребёнка к чтению книг.
- Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
- Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
- Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
- Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает – значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
С уважением, социальный педагог МБОУ Обливской СОШ № 1 Вихорева Юлия Алексеевна