Памятка “Влияние жестокого обращения на ребенка”.

Жестокое обращение с детьмидействия (или бездействие) родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому, психическому или духовно-нравственному развитию ребенка.

Насилиелюбая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Как правило, выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка (отсутствие заботы).

Физическое насилиедействия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Это – наиболее известный и заметный вид насилия.

О применении  физического насилия над ребенком могут свидетельствовать:

–  задержка развития, малоподвижность;

–  детская агрессия и тревога;

–  необычайная стеснительность, пассивность;

–  избегание сверстников, боязнь взрослых и  игры только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

–  страх физического контакта, боязнь идти домой;

–  тревога, когда плачут другие дети;

–  тики, сосание пальцев, раскачивание.

Сигналы о применении физического насилия над ребенком:

– родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатива

обращения к врачу исходит от других  людей;

– у детей присутствуют следы травм различной давности;

– родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

– родители обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

– родители не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

– у родителей отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив,

демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

– имеются частые госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Признаками физического насилия над ребенком могут быть:

– раны и синяки (разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно); непонятного происхождения; имеют особую форму предмета (например, пряжки ремня, ладони, прута);

– ожоги (как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами);

– укусы (следы от человеческого укуса);

– «синдром тряски ребенка» (возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед.  У ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев).

 

Пренебрежение основными потребностями ребенка – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Сигналы о пренебрежении основными потребностями:

–  ребенок не растет, не набирает соответствующего веса или теряет вес;

– ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

– у ребенка нет прививок, плохая гигиена кожи, он нуждается в услугах стоматолога, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

– ребенок не посещает школу, прогуливает школьные занятия, приходит на занятия слишком рано и (или) уходит из школы слишком поздно;

– ребенок устает, апатичен;  имеет отклонения в поведении.

Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на психику ребенка  путем запугивания, постоянное или периодическое словесное оскорбление со стороны родителей или иных законных представителей, воспитателей и других лиц; унижение человеческого достоинства, обвинение в том, в чем ребенок не виноват.

О применении  психического (эмоционального) насилия над ребенком могут свидетельствовать:

– задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

– импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

– попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

– уступчивость, податливость;

– ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

– депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми –  действия с применением физического или психологического воздействия, которые принуждают человека к каким-либо сексуальным отношениям против его желания и воли; контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Сигналы о применении сексуального насилия над ребенком:

–  ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

– ребенок может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

– ребенок может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

– ребенок может жаловаться на физическое нездоровье;

– ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

– ребенок скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика;

– беременность несовершеннолетней.

Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное отношение к ребенку и его родителями может выявить факты жестокого обращения с детьми.

 

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством

Законодательство Российской Федерации  предусматривает все виды юридической ответственности для лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ Об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.  Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также  ряд статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Перечень статей УК: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

–  лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ),

– ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ),

– отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Все формы насилия в отношении детей можно предупредить,

и ни одна из них не может быть оправдана!