Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, педагоги и психологи Обливской МБОУ СОШ № 1 обеспечивают особые условия.

Ежедневно педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия, где обучающиеся школы занимаются как в группах, так и индивидуально.

Каждый обучающийся занимается по программе, разработанной с учетом  индивидуально-личностных особенностей.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Лица с ОВЗ – большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть из них имеет инвалидность.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие), с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с соматическими нарушениями и другие, в том числе дети-инвалиды. К данной категории могут быть отнесены лица, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
– специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
– предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.3).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, п.4).


1. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», в целях обеспечения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Обливской СОШ № 1 в 2014 г. были проведены следующие мероприятия по созданию безбарьерной архитектурной среды:
 Вход в здание школы оборудован перекатным пандусом.
 Вход в учебные мастерские оборудован откидным пандусом.
 Имеются в наличии два пандуса платформы (переносные) для установки на пути движения в столовую и специально оборудованные для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата санитарно-гигиенические помещения.
 По всей длине коридора первого этажа и в санузлах установлены пристенные поручни.

20150410_144817

2. Приказом МБОУ Обливской СОШ № 1 от 30.12.2014 г. № 467 «О создании службы психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Обливской СОШ № 1 и его филиалах» создана Служба психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в состав которой вошли:
Председатель Службы психолого-педагогического сопровождения: И.В. Левтерова, заместитель директора.
Заместитель председателя Службы психолого-педагогического сопровождения: Н.П. Щепелева, педагог-психолог.
Технический специалист Службы психолого-педагогического сопровождения: Д.О. Ващинников, заместитель директора.
Члены Службы психолого-педагогического сопровождения:
Е.А. Грязина, педагог-психолог;
М.С. Сазонова, социальный педагог;
О.А. Соловьёва, социальный педагог;
С.П. Деревянко, учитель истории и обществознания.

3. К основным формам психолого-педагогического, тьюторского сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Обливской СОШ № 1 относятся:
1. Диагностика.
2. Коррекция и профилактика адаптивных нарушений.
3. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
4. Работа по индивидуальным учебным планам.
5. Коррекционная работа по индивидуальным программам.
6. Организация образовательного процесса по адаптированным программам.
4. Деятельность МБОУ Обливской СОШ № 1 по социальному сопровождению (социальной коррекции) образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ организуют социальные педагоги Сазонова М.С. и Соловьева О.А.
Социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится по следующим направлениям:
– социально-педагогическая работа с учащимися;
– социальная помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
– работа со специалистами сопровождения и педагогами;
– сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие социально-педагогической компетентности обучающихся, администрации Школы, педагогов, родителей 9законных представителей) обучающихся), социально-диспетчерская деятельность.
Работа социального педагога в рамках Программы комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включает: посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей; контроль исполнения родительских обязанностей; консультации родителей (законных представителей) и детей по правовым вопросам; социальная поддержка семей; проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения; вовлечение в различные кружки и спортивные секции, в ученическое самоуправление класса; привлечение к общественно-полезному труду и волонтерству, организация занятости в каникулярное время.

5. В целях подготовки педагогических работников к работе в условиях обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ проведена следующая работа:
– 28-29 ноября 2013 г. в г. Ростове-на-Дону состоялся Международный образовательный форум «Международный диалог: Инклюзии через всю жизнь», проводимый Мионобразования Ростовской области совместно с ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет», ресурсным координационным центром по работе детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и Академиией управления и технологий INTAMTe.V., в котором приняла участие директор школы М.В. Пагонцева;
– в 2014 году педагоги-психологи Н.П. Щепелева и Е.А. Грязина, социальные педагоги М.С. Сазонова и О.А. Соловьева в объеме 72 ч. прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе для специалистов сопровождения в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по теме «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях»;
– 12 февраля 2015 г. заместитель директора И.В. Левтерова и педагог-психолог Е.П. Савенкова приняли участие в совещании «Актуальные вопросы определения и создания специальных образовательных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. На данный момент МБОУ Обливскую СОШ № 1 посещают 6 детей-инвалидов. Указанные дети занимаются по основным общеобразовательным программам МБОУ Обливской СОШ № 1, т.к. индивидуальных программ реабилитации, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, от их родителей (законных представителей) не поступало.
Вместе с тем на основании рекомендаций ПМПК в 2014-2015 учебном году для 13-ти детей с задержкой психического развития было организованно обучение по адаптированным программам начального общего образования и основного общего образования. Адаптация образовательного процесса для данных детей осуществляется на основе программы коррекционной работы, индивидуальных адаптированных программ по учебным предметам с использованием специального оборудования, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), приобретенного МБОУ Обливской СОШ № 1 в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

7. Вопросы, касающиеся условий обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ рассматриваются на совещаниях при директоре, классных и общешкольных родительских собраниях, а также информация о них размещается на школьном сайте (ссылка: http://shkola1.com.ru/dostup_sreda/).

8. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в 2014 г. МБОУ Обливскойц СОШ № 1 было приобретено специальное оборудование, в том числе учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), приобретенного МБОУ Обливской СОШ № 1 в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», а именно:
1. Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей – обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения. Данный комплекс позволяет работать на компьютере и в сети интернет без помощи зрения. В состав входят: ноутбук Lenovo с предустановленным программным обеспечением, мультимедиа наушники, портативный цифровой увеличитель, устройство для чтения книг PlexTalkPocket с комплектом говорящих книг.

20150410_150109
2. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей и детей с нарушением речи – комплекс обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи компьютера с установленным набором программного обеспечения, а также специализированной звукоусиливающей аппаратуры. В состав входят ноутбук Lenovo с предустановленным программным обеспечением, аппарат для слабослышащих «Сонет», программно-аппаратный комплекс для коррекции речи «Дельфа».
3. Специальное оборудование для обучения детей-инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) представляет собой персональный терминал видеоконференцсвязи поставляется в комплекте с пультом дистанционного управления, web-камерой со встроенным микрофоном.

4. Развивающая комната для детей с ограниченными возможностями служит для снижения напряженности и уровня агрессии в коллективе, улучшает психофизическое состояние отдельного человека, способствует повышению общего иммунитета и снижает сложность протекания хронических заболеваний, представляет собой комплекс оборудования и включает в себя панно «Кривое зеркало», сенсорная тропа, пучок фиброволокон, тактильная панель с музыкальными инструментами, установка ароматерапии с набором ароматических масел, мячи массажные, набор CDдисков для релаксации, интерактивная сенсорная панель, ПК, детская интерактивная студия развития творческого мышления.

20150410_144902
5. Специальное, в том числе учебное оборудование для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) представляет собой стеллаж с набором упражнений по различным направлениям коррекционной работы.
6. Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей – интерактивная настенная сенсорная панель с предустановленным пакетом развивающих программ: язык жестов и мимики, окружающий мир, моторика и конструирование, изодеятельность.

20150410_144851
7. Аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП) представляет собой нетбук с сенсорным экраном, аппаратными кнопками управления, стилусом и предустановленным программным обеспечением для работы с текстовой, графической информацией а также системой видеоконференции в количестве 6 шт.
8. Световой проектор «Жар-птица» для создания релаксирующего светового эффекта.
Данное оборудование в целях развития познавательных процессов, творчества у детей-инвалидов и детей с ОВЗ как в групповой так и в индивидуальной работе применяют педагоги-психологи Щепелева Н.П., Грязина Е.А., Савенкова Е.П. Кроме того оборудование используется учителями предметниками Поповой Л.П., Переходкиной В.Ф., Сутуловой Н.И., Фатеевой В.Ю., Грищенко В.В., Горбенко Н.Н., Овчиевой Н.С., Артюховой О.В., Бутрименко Е.К., при проведении дополнительных занятий с обучающимися данной категории. Темы занятий, время их проведения, используемое оборудование фиксируется в журнале «Учета использования оборудования кабинета №2».
20150630_130913 20150630_131221 20150630_130551