Целевое обучение

Под целевым обучением понимается обучение в соответствии с договором о целевом обучении. Договор о целевом обучении заключается между заказчиком целевого обучения и гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе или уже обучающимся по образовательной программе.

Заинтересованность работодателя в целевом обучении — получение работника определенной квалификации с обязанностью отработать определенный срок.

Заинтересованность гражданина в целевом обучении — получение мер поддержки в период обучения и гарантированное трудоустройство после завершения обучения.

Кроме того, если договор о целевом обучении заключается с гражданином, поступающим на обучение, гражданину может быть предоставлена возможность поступления на целевое обучение в пределах квоты приема на целевого обучения — то есть по отдельному конкурсу. Квота выделяется в пределах бюджетных мест (контрольных цифр приема на обучение). Вопрос о том, предоставляется ли возможность поступления на целевое обучение в пределах квоты, решается на усмотрение заказчика.

Механизм целевого обучения установлен Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот механизм существует достаточно давно, однако, в 2018 году принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» (Федеральный закон от Завгуста 2018г. № 337-ФЗ), который внес существенные изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу приема на целевое обучение в пределах квоты.

Во исполнение этого Федерального закона издано постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302, которым утверждены:

Положение о целевом обучении;

Типовая форма договора о целевом обучении;

Правила установления квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сведения о квоте приема на целевое обучение размещаются на сайте организации (вуза) не позднее 1 июня.

Перечень заказчиков, которые могут заключать договоры о целевом обучении с возможностью поступления гражданина на обучение в пределах квоты, установлен Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 1 статьи 71.1). В этот перечень входят органы власти и организации с государственным участием (в том числе государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании, организации оборонно- промышленного комплекса).

Заказчиков, с которыми можно заключить договоры о целевом обучении, абитуриенты находят самостоятельно.

Прием на целевое обучение в пределах квоты осуществляется на тех же условиях, что и прием на общие бюджетные места (тот же набор предметов ЕГЭ (вступительных испытаний), те же минимальные баллы ЕГЭ, те же сроки подачи документов).

Чтобы поступать в пределах квоты, абитуриент должен иметь договор о целевом обучении. Договор должен быть заключен с заказчиком из перечня органов власти и й организаций с государственным участием, установленного Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Перечень специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. № 186-р.

Перечень достаточно широкий, в него включены специальности и направления подготовки технического, медицинского, педагогического, сельскохозяйственного профиля, а также ряд экономических и юридических специальностей и направлений подготовки.

В соответствии с договором о целевом обучении Студент обязан освоить образовательную программу на условиях, установленных договором о целевом обучении, то есть по специальности или направлению подготовки, указанным в договоре. Если заказчик указал в договоре форму обучения, конкретный ВУЗ, профиль образовательной программы (в рамках специальности или направления подготовки), то образовательная программа должна быть освоена именно в соответствии с этими условиями.

В случае отчисления из ВУЗа гражданин обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

А в случае приема на целевое обучение в пределах квоты гражданин (если он отчислен из ВУЗа) обязан также выплатить штраф в размере расходов бюджета на его обучение (за тот период, в течение которого он обучался).

Заказчик обязан трудоустроить выпускника на условиях, установленных договором о целевом обучении. То есть либо в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, либо в организацию определенного профиля (например, медицинскую), либо в соответствии с указанным в договоре профилем трудовой деятельности (например, юрист, бухгалтер). В договоре о целевом обучении указывается территориальная характеристика места осуществления трудовой деятельности — либо конкретный адрес, либо населенный пункт, либо субъект Российской Федерации.

Гражданин должен отработать не менее 3 лет. Договором может быть установлен больший срок отработки.

Если заказчик не трудоустроил выпускника, то он выплачивает выпускнику компенсацию. Размер компенсации — 3-кратная величина среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в котором гражданин должен был быть трудоустроен.

Если выпускник не трудоустроился в соответствии с договором о целевом обучении или не отработал установленный срок, то он возмещает заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

Если гражданин был принят на целевое обучение в пределах квоты, и заказчик или гражданин не выполнили обязательства, то в дополнение к названным ранее санкциям они обязаны выплатить штраф в размере расходов бюджета на обучение гражданина.

В 2019 году в Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании; закон), в части касающейся совершенствования целевого обучения, в статьи 56, 68, 70, 100 внесены изменения. Закон также дополнен статьей 71.1.«Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования».

В статье 56 закона об образовании изменены условия договора о целевом обучении (например, исключены обязательство заказчика организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству, включено обязательство по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором); пересмотрены штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор, а также в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и/или осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076» (далее – Постановление № 302) утверждены: Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее – Положение), Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.

При заключении договора о целевом обучении необходимо учитывать содержание подпункта а) пункта 3 Положения, которым установлены существенные условия договора, включающие обязательства заказчика по предоставлению мер поддержки (см. также раздел IV типовой формы договора) и трудоустройству (см. также раздел III типовой формы договора).

Ранее действовавший порядок целевого поступления отменен.

В настоящее время квоты на целевое обучение определены. Квота приема на целевое обучение установлена по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в пределах контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год, в котором осуществляется прием на целевое обучение, посредством определения доли мест для приема на целевое обучение в общем количестве бюджетных мест (процентов).

Информация о количестве целевых мест по всем направлениям подготовки, выделенных на обучение за счет средств федерального бюджета, размещена на официальных сайтах вузов.

Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования отражены в разделе VI. Постановления № 302.

Возможности целевого обучения обучающихся по педагогическим специальностям

На территории Ростовской области двумя вузами, ведущими основную подготовку педагогических кадров, являются ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» и ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»). Сведения о наличии выделенных мест для целевого набора по педагогическим специальностям в этих вузах размещен по следующим ссылкам:

ФГАОУ ВО «Южный  федеральный    университет» https://www.sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=ABT/N8206/P 

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)») http://foto.tgpi.ru/priem/docs/kcp_bak2019.pdf?1