Close

Питание

Приказ от 31.08.2016 года № 323 О назначении работников МБОУ Обливской СОШ №1 и его филиалов ответственными за организацию питания на 2016-2017 учебный год

Приказ от 31.08.2016 года № 344 Об обеспечении обучающихся 1-11 классов МБОУ Обливской СОШ № 1 и его филиалов льготным питанием в 2016-2017 учебном году

Приказ от 31.08.2016 года № 345 Об обеспечении обучающихся 1-4 классов МБОУ Обливской СОШ № 1 и его филиалов дополнительным питанием в части предоставления бесплатного молока и кисломолочных продуктов в 2016-2017 учебном году

Приказ от 31.08.2016 года № 346 Об утверждении бракеражной комиссии МБОУ Обливской СОШ № 1 на 2016-2017 учебный год

Приказ от 31.08.2016 года № 347 Об организации работы комиссии по контролю за организацией и качеством питания в МБОУ Обливской СОШ № 1 и его филиалов на 2016-2017 учебный год

Приказ О внесении изменений в приказ от 20.12.2013 г. № 536 Об утверждении Положения об организации питания

МБОУ Обливская СОШ № 1
об организации здорового питания

О роли здорового питания

Большую часть времени дети проводят в школе, значит и полноценно питаться они должны здесь же. Организация качественного питания обучающихся является одним из основных факторов, определяющих здоровье ребенка. От того, насколько правильно и качественно организовано питание в школе, зависит их здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Поэтому приоритетными направлениями организации системы питания учащихся нашей школы являются:
— обеспечение учащихся горячим питанием;
— контроль за качеством, калорийностью и сбалансированностью питания;
— обеспечение питьевого режима;
— формирование культуры питания и навыков самообслуживания.

Организация питания в школе

1Организация питания в школе осуществляется на базе школьной столовой на договорной основе с индивидуальным предпринимателем Тормосин Валерий Васильевич, осуществляющим питание.
Школьная столовая находится в основном здании образовательного учреждения и размещена на первом этаже. Столовая имеет обеденный зал площадью 66,7 м на 80 посадочных мест. Отпуск питания обучающимся в школьной столовой организован по классам в соответствии с графиком приема пищи, ежегодно утверждаемым директором школы по согласованию с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим питание. График вывешивается на видном месте.Интерьер обеденного зала создавался педагогами и учениками школы: на окнах легкие шторы, на стенах разделочные доски и подносы с нанесением орнамента, стенды «Организация питания», «Здоровое питание», «Культура питания».

2

3

Санитарно-техническое обеспечение школьной столовой

В школьной столовой функционируют необходимые системы хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации, вентиляции и отопления.
Холодная и горячая вода, используемые в технологических процессах обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук установлены умывальники, рядом с ними – дозатор для мыла,  электрополотенце и одноразовые полотенца.
Для искусственного освещения применяются светильники во влагопылезащитном исполнении.

4

5

6

Оборудование, инвентарь, посуда и тара

Производственные, складские и административно-бытовые помещения школьной столовой полностью оснащены необходимым оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи и мытья посуды, посудой и столовыми приборами. В 2012 г. для оснащения производственных помещений школой было закуплено современное холодильное и технологическое оборудование, из них впервые школа приобрела хлеборезку, специализированную моечную машину для мытья столовой посуды и паровенктомат. Ежегодно, перед началом нового учебного года специально созданной комиссией проводится технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам. Для хранения пищевых продуктов, посуды и инвентаря имеются стеллажи и подтоварники. В школьной столовой всегда имеется достаточное количеством столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место. По мере необходимости и возможности приобретается столовая посуду и приборы, меняется также и кухонный инвентарь. При организации питания используется фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, чашки, бокалы), которая отвечает требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали или аналогичным по гигиеническим свойствам материалам. Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи в используются раздельные и специально промаркированные оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда. Обеденный зал оборудован столовой мебелью (столы и скамейки) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого приема пищи столы протираются влажной салфеткой, а в конце рабочего дня моются горячей водой с моющими средствами. На столах всегда имеются салфетки.

7

8

9

10

Санитарное состояние и содержание помещений, мытье посуды

Санитарное состояние и содержание производственных помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания поддерживает кухонный работник. После каждого приема пищи проводиться уборка обеденного зала. Обеденные столы моются горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши. Мытье кухонной посуды осуществляется отдельно от столовой посуды. В моечных помещениях вывешены инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах. Для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используют разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по их применению.
Чистая кухонная посуда и инвентарь хранятся на стеллажах; столовая посуда — на решетках; столовые приборы — в специальных ящиках-кассетах ручками вверх. Ежедневно по мере его загрязнения и по окончании работы кухонный рабочий проводит санитарную обработку технологического оборудования. Один раз в месяц проводится генеральная уборка всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.

11

12

Условия труда персонала

На здоровье и работоспособность человека в процессе труда оказывает влияние совокупность факторов производственной среды и трудового процесса. В зависимости от влияния на организм человека отдельные производственные факторы могут быть вредными или опасными. На пищеблоке всегда присутствуют оба фактора. С целью предотвращения травм и несчастных случаев с работниками столовой ежегодно школьная комиссия по охране труда перед началом учебного года проводит приемку столовой и составляет акт-разрешение на проведение работ. Безопасности труда на пищеблоке уделяем большое внимание. На всех рабочих местах имеются инструкции по охране труда, которые один раз в три года пересматриваются. Во всех помещениях пищеблока имеются закрытые плафоном светильники. Приточно-вытяжная вентиляция исправна. Постоянно проверяется исправность заземления электроприборов, моечных ванн и исправность отключающих устройств. Рабочие места около технологического оборудования оснащены диэлектрическими резиновыми ковриками. Все электрические розетки и отключающие устройства имеют маркировку номинального напряжения. Для безопасной работы с мясорубками и овощерезками используются  толкатели.

13

Правила личной гигиены персонала школьной столовой

В столовой созданы условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены: во всех производственных цехах установлены умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные устройством для размещения мыла и одноразовых полотенец. Соблюдая гигиену труда, работники пищеблока тщательно моют руки с мылом перед началом работы, после посещения туалета, а также перед каждой сменой деятельности. Работники столовой работают в специальной чистой санитарной одежде (халат, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь), меняют ее по мере загрязнения; волосы убирают под колпак или косынку. Персонал обеспечен  тремя комплектами рабочей одежды на одного работника. Стирка спецодежды осуществляется  вне столовой. Каждое утро, прежде чем приступить к работе, сотрудник столовой делает отметку в журнале здоровья. Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи, воспалительными заболеваниями верхних дыхательных путей, ожогами или порезами временно отстраняются от работы и допускаются к ней только после выздоровления, медицинского обследования и заключения врача. Столовая обеспечена аптечкой для оказания первой медицинской помощи. Ежемесячно проводится ревизия медикаментов, своевременно пополняется аптечка недостающими препаратами, контролируется  сроки годности.

14

Прохождение профилактических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовке персоналом школьной столовой

Все работники школьной столовой ежегодно проходят периодический медицинский осмотр в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации вносятся в личную медицинскую книжку установленного образца.

Соблюдение санитарных правил и нормативов

Пищевые продукты, поступающие на пищеблок соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность. Сопроводительный документ хранится до конца реализации продукта. Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников столовой на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. С целью контроля за соблюдением условий и сроков хранения скоропортящихся пищевых продуктов, требующие особых условий хранения, проводится контроль температурных режимов хранения в холодильном оборудовании, с использованием термометров (за исключением ртутных). С целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет повар. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.

15

Контроль качества питания

Ежегодно на 1 сентября в школе назначается ответственный за организацию питания, который отвечает не только за организацию питания, но и за полноту охвата обучающихся горячим питанием.
В целях осуществления контроля за качеством и безопасностью питания обучающихся ежегодно на 1 сентября приказом директора школы создается бракеражная комиссия, в состав которой входят медицинский работник — по согласованию, работник пищеблока и представитель администрации школы. Выдача готовой пищи детям осуществляется только после снятия пробы членами бракеражной комиссии. Пробу готовой пищи  снимают органолептическим методом за 15-20 минут до ее раздачи. Результат бракеража регистрируется в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд соответствует выходу блюда, указанному в меню-раскладке. Кроме того медицинский работник следит и за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи. Для определения в пищевых продуктах пищевой ценности (белков, жиров, углеводов, калорийности, минеральных веществ и витаминов), и подтверждения безопасности приготовляемых блюд, на соответствие их гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также для подтверждения безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения, индивидуальный предприниматель, осуществляющий питание, обеспечивает проведение лабораторных и инструментальных исследований.

16
В школе ежегодно в различных формах проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) об удовлетворенности организацией и качеством питания.

17
Результаты анкетирования обучающихся начальных классов в 1-ой половине 2015 г. показывают:

В анкетировании среди учащихся 5-11 классов приняло участие 55 школьников. Его результаты выглядят следующим образом:

  1. Завтракаете ли Вы ежедневно дома?

а) да – 30; б) иногда – 21; в) никогда – 4

  1. Посещаете ли Вы школьную столовую?

а) ежедневно – 29; б) иногда – 26;   в) никогда – 0

  1. Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?

а) да – 52; б) нет – 3

  1. Удовлетворены ли Вы работой обслуживающего персонала?

а) да – 52; б) иногда – 1; в) нет – 2

  1. Устраивает ли Вас ежедневное меню?

а) да – 52; б) нет – 3

  1. Считаете ли Вы школьный завтрак является необходимым условием хорошей учебы в школе?

а) да – 46; б) нет – 8

  1. Знакомят ли Вас с организацией правильного питания на уроках?

а) да – 44; б) иногда – 8; в) нет – 3

  1. Сколько времени требуется Вам, чтобы нормально поесть в столовой?

а) 2 мин – 6; б) 10-15 мин – 31;  б) 20 мин – 18

  1. Вы согласны с запретом продавать в школьной столовой чипсы и газировку, даже зная, что в этих продуктах присутствует нейротоксический яд?

а) да – 33;  б) нет – 11  в) не знаю – 11

  1. Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?

а) да – 52; б) нет – 3

В анкетировании среди родителей (законных представителей) обучающихся приняло участие 52 человека. Его результаты выглядят следующим образом:

  1. Завтракает ли Ваш ребенок перед уходом в школу?

а) всегда – 29; б) иногда – 20;  в) ест фрукты или пьет напитки – 0; г) никогда – 3

  1. Интересовались ли Вы меню школьной столовой?

а) часто – 23; б) редко – 19; в) никогда – 10

  1. 3. Нравится ли Вашему ребенку ассортимент блюд в школе?

а) да – 42; б) не всегда – 9; в) нет – 1

  1. Ваш ребенок получает горячее питание в школе?

а) да – 52; б) нет – 0

  1. Вас устраивает меню школьной столовой?

а) да – 48; б) иногда – 2; в) нет – 2

  1. Если бы работа столовой Вашей школы оценивалась по пятибалльной системе, чтобы Вы поставили?

«5» — 14;  «4» — 30;   «3» — 7;  «2» — 0, «0» — 1

  1. Берет ли ваш ребенок с собой в школу бутерброд и фрукты?

а) да – 4; б) нет – 48

  1. Чтобы Вы изменили в организации питания школьников, в режиме работы столовой?
    Понизить цены, улучшить обслуживание, всех кормить бесплатно, разнообразие в меню, фрукты.

Организация горячего питания

Горячим питанием в текущем учебном году за счёт родительских средств охвачено 680 учащихся МБОУ Обливской СОШ № 1, что составляет 99,3% от общего их числа, 263 школьника получают 2-х разовое питание (завтрак и обед – 1 смена, обед и полдник – 2 смена). Средний размер оплаты за комплексный обед составляет 45,00 руб. 202 школьника 1-11 классов из малообеспеченных, многодетных семей, дети-сироты, дети инвалидов, ветеранов войны получают льготное питание за счет бюджетных ассигнований местного бюджета на сумму 15 рублей в день на одного учащегося. Расписание учебных занятий (уроков) в Школе предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

18

19

Организации здорового питания и формирование примерного меню

20

Питание школьников осуществляется на основании 10 дневных перспективных меню, разработанных и утвержденных школой самостоятельно (для обучающихся, получающих льготное питание) и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим питание (для обучающихся, получающих питание за счет средств родителей (законных представителей) в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд с учетом всех рекомендаций по разнообразию пищи, выполнению рекомендованного набора продуктов, норм выхода готовых блюд. Перспективное меню согласовывается с ТО У Роспотребнадзова по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском, Советском районах.
Перспективное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона и не содержит в себе повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. В нем учитывается рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов составляет 1:1:4, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5. При разработке перспективного меню для питания учащихся предпочтение отдается свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
Питание обучающихся соответствует принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает продукты с раздражающими свойствами.
Ежедневно в рацион питания включаются мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты включаются 1 раз в 2-3 дня.
Ежедневно в обеденном зале вывешивается, утвержденное индивидуальным предпринимателем, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
Все пищевые продукты и продовольственное сырье, из которых приготавливается готовая продукция имеют документы, подтверждающие их качество  и безопасность (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документы ветеринарно-санитарной экспертизы, документы изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларации о соответствии).
Наряду с основным питанием 271 ученик начальных классов получает дополнительное (молочное) питание, организовано и дополнительное питание обучающихся через буфет, который предназначен для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии, с рекомендуемым СанПиН 2.4.5.2409-08 правилами, ассортиментом дополнительного питания. Ассортимент дополнительного питания утверждается индивидуальным предпринимателем ежегодно, перед началом учебного года, и согласовывается с ТО У Роспотребнадзова по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском, Советском районах.
Реализация напитков, воды через буфет осуществляется в потребительской таре, емкостью не более 500 мл.

21

Профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности

Для улучшения качества питания школьников приняты дополнительные меры по профилактике заболеваний: в предложенный перечень продовольственных товаров первой необходимости внесены ржаной хлеб и йодированная соль. С-витаминизация третьих блюд проводится с использованием лимона. Дата, время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата из расчета суточной дозы и числа детей, получающих питание, а также сведения о количестве витаминов, поступающих с искусственно витаминизированными блюдами, регистрируются в «Журнале витаминизации третьих и сладких блюд» в соответствии с рекомендуемой формой.
Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника.
Подогрев витаминизированной пищи не допускается.

Организация питьевого режима

В школе предусмотрено обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Для организации питьевого режима в школе установлены 2 стационарных питьевых фонтанчика. В течение всего времени  пребывания учащихся в школе  им обеспечен свободный доступ к питьевой воде.

22

Обслуживание обучающихся горячим питанием

Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
Отпуск горячего питания обучающимся производится по классам на переменах в соответствии с режимом учебных занятий (уроков).
За каждым классом в столовой закреплены определенные обеденные столы.
В школе используются следующие формы обслуживания учащихся горячим питанием:
а) организация групповых (коллективных) завтраков, обедов и полдников для школьников 1-5 классов;
б) самообслуживание для школьников старших классов.
А доброжелательность и внимание работников школьной столовой создают психологически комфортную обстановку.

23

Заключение

Благодаря тому, что школа имеет пищеблок с современным технологическим оборудованием, стало возможным при организации школьного питания реализовывать современные принципы рационального питания такие как:
— обеспечение правильной организации питания школьников, позволяющее максимально обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всё возрастающих нагрузок в школе;
—  cоответствие адекватной энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка;
— качественная современная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности, учитывающая индивидуальные особенности детей;
— улучшение аппетита и эстетического наслаждения благодаря красивому оформлению блюд и сервировки стола.

Яндекс.Метрика